отзывы
фото
Помощь на дороге, выездной шиномонтаж,
мобильный шиномонтаж в Красногорске.
Акция

Устройство и типы автомобильных аккумуляторов

Что такое АКБ?

Аббревиатура АКБ — образована сокращением словосочетания аккумуляторная батарея. АКБ — это перезаряжаемый химический источник тока, который используется в автомобилях, состоит из корпуса, закрепленных в нем металлических пластин – электродов, и налитого внутрь жидкого реагента – электролита. Устройство аккумуляторной батареи автомобиля описано ниже и представлено на картинке.

Устройство аккумулятора автомобиля

На картинке устройство АКБ хорошо видно, что батарея состоит из корпуса, нескольких пластин, сепаратора, крышки, двух клемм (отрицательной и положительной), заливных горловин с пробками и межэлементного соединения.

Корпус автомобильного аккумулятора, как правило, изготавливают из высокопрочного пластика различных размеров и цветов, с ручками для транспортировки и индикатором зарядки.

Внимание! Несмотря, на высокопрочный пластик корпуса батареи не стоит пренебрегать мерами техники безопасности при транспортировке и установке батареи. В случае падения, пластиковый корпус может расколоться и из батареи польётся кислота!

Отрицательные и положительные пластины изготавливаются из свинца или другого металла (например, медь, цинк или алюминий), на который нанесен оксид свинца с добавками. От этих пластин зависят такие важные характеристика аккумулятора, как ёмкость батареи и пусковой ток — чем больше пластин, тем выше пусковой ток.

Также в устройство батареи входит сепаратор, который выполняется в виде ленты из пористого полиэтилена, поры необходимы для прохождения электролита.

На крышке АКБ расположены две клеммы: красная — положительная и черная (синяя) — отрицательная. На некоторых батареях на крышке есть индикатор, который показывает состояние аккумулятора — «индикатор заряженности». Рядом с индикатором есть расшифровка состояния: аккумулятор заряжен, необходимо зарядить, необходимо долить дистиллированную воду.


устройство аккумулятора автомобиля
Устройство аккумулятора автомобиля

Внимание! АКБ используются не только в автомобилях, но и других устройствах, например, смартфонах, детских игрушках, рациях и так далее, но в этой статье речь пойдет об аккумуляторных батареях автомобилей.

Чаще всего в автомобильных аккумуляторах используют пластины из свинца, погруженные в раствор серной кислоты. Такие аккумуляторы имеют отличную энергоэффективность и обеспечивают максимальную силу тока при пуске двигателя.

Бортовая сеть автомобилей и предназначенные для них аккумуляторы рассчитаны на напряжение 12В (легковые и большая часть грузовых автомобилей), а также 24В (отдельные марки грузовиков). Чтобы обеспечить требуемое напряжение и силу тока, автомобильные аккумуляторы состоят из некоторого количества отдельных элементов (банок), соединенных между собой последовательно, параллельно, или последовательно-параллельно.

Электрическая емкость аккумуляторов и их способность обеспечивать большой пусковой ток зависит от площади поверхности пластин, плотности электролита, количества банок и способа их совместного подключения. Поэтому аккумуляторы большей емкости имеют большие размеры и значительный вес.

Типы автомобильных аккумуляторов

Существует несколько разновидностей кислотно-свинцовых аккумуляторов, которые созданы с целью улучшения электрических и эксплуатационных характеристик:

● Сурьмянистые – аккумуляторы, свинцовые электроды которых содержат от 5% до 25% сурьмы. Данная примесь делает свинец прочнее, но становится катализатором электролиза. Даже при напряжении 12В процесс зарядки аккумулятора сопровождается бурным выделением водорода и кислорода, что приводит уменьшению объема электролита. Такие аккумуляторы требуют частого обслуживания, поэтому в настоящее время применяются редко.
Их заменили малолосурьмянистые аккумуляторы, в пластинах которых содержится не более 5% сурьмы. Такие аккумуляторы не требуют частого обслуживания, не критичны к перепадам напряжения бортовой сети и достаточно дешевы.

● Кальциевые – аккумуляторы, пластины которых изготовлены из свинца с примесью кальция. Использование этого вещества для легирования свинца вместо сурьмы позволяет решить проблему выкипания электролита. Такие аккумуляторы не нуждаются в периодическом доливе дистиллированной воды, и могут выпускаться в необслуживаемом исполнении. Существенным недостатком таких аккумуляторов является боязнь глубокого разряда, чувствительность к перепадам напряжения бортовой сети, и высокая цена.

● Гелевые – тип аккумуляторов, которые защищены от вытекания электролита, не боятся вибрации и способны работать чуть ли не лежа не боку. Кислотный электролит находится в них не в жидком состоянии, а в виде геля – своеобразного «студня», плотно обволакивающего поверхность пластин. Такие аккумуляторы имеют отличные нагрузочные характеристики и долгий срок службы. Но достаточно дороги, боятся морозов и зарядки большим током. Используются гелевые аккумуляторы, в основном, в автомобилях престиж – класса.

Существует разновидность гелевых – AGM аккумуляторы, внутрь которых для лучшего удержания гелеобразного электролита возле пластин интегрирована специальная ячеистая структура. Достоинства и недостатки те же.

Кроме кислотных АКБ, существуют аккумуляторы щелочного типа, в которых используют никель-кадмиевые или никель-железные пластины. Электролитом, соответственно, является раствор щелочи. У аккумуляторов данного типа очень много достоинств – меньше боятся морозов, перезаряда и переразряда. К недостаткам относятся большие, чем у кислотных аккумуляторов габариты, и значительная цена.

В настоящее время основным типом аккумуляторов, используемых на автомобильном транспорте, являются свинцово-кислотные батареи.

Желаем, чтобы ваш аккумулятор служил долго и надежно, но если что – мы всегда готовы дать ему «прикурить»!

Еще статьи об аккумуляторах:

Сел аккумулятор, как завести машину?
Сел аккумулятор, как открыть машину?
Почему садится аккумулятор в машине?
Замена аккумулятора (АКБ)